Компания "Газойл Центр"

Нефть. Газ. Нефтепродукты.

Get Adobe Flash player

Нефтепродукты: бензин, дизельное топливо (ДТЛ, ДТЗ), печное топливо, мазут, битум, широкая фракция легких углеводородов (ШФЛУ), газ (СПБТ, ПБА, СУГ, пропан, бутан), газовый конденсат светлый (СГК, ГКС), нефть.

Дизельное топливо — один из наиболее востребованных нефтепродуктов. Дизельное топливо дешевле бензина, средний расход горючего в дизельных двигателях на 25-30% ниже, чем в карбюраторных. Высокие показатели надежности и экономичности дизельных двигателей оправдывают их широкое применение, а это приводит к тому, что потребности мирового рынка в дизельном топливе исчисляются миллионами тонн в год. Такие объемы не только стимулируют увеличение объемов добычи первичного сырья для ДТ — нефти, но и ускоряют развитие технологической базы процесса её переработки. Производство дизельного топлива — крупный сектор нефтегазовой отрасли, характеризующийся высокой прибыльностью инвестиций и постоянно возрастающей потребностью в применении современных наукоемких технологий.

Отличия, стандарты и характеристики ДТ Различают три марки дизельного топлива — летнее топливо (ДТЛ), зимнее (ДТЗ), и арктическое (ДТА). Основными параметрами, определяющими принадлежность горючего к той или иной марке, являются диапазон температур, в котором топливо может использоваться, температура вспышки и застывания. Согласно ГОСТ 305-82, летнее топливо предназначено для использования при температуре 0°С и выше, застывает оно при -10°С. Зимнее выдерживает температуры в диапазоне от -20°С и выше или от -30°С(в зависимости от того, для какой климатической зоны — холодной или умеренной — оно производится, используются разные добавки), а застывает при -35°С или -45°С. Арктическое дизельное топливо обладает наибольшей устойчивостью к морозу. Оно применяется при температурах от -50°С, а застывает при -55°С.

Марки различаются и по содержанию серы — до 0.2% от объема для ДТЛ, до 0.5% для ДТЗ, и до 0.4% для ДТА. Надо отметить, что наличие серы в составе обосновано — чем оно выше, тем лучше смазывающие характеристики топлива. Но сера — основной источник вредных соединений в выхлопах, потому существует необходимость ограничивать количество этого элемента.

Существуют также нормы, общие для всех марок. Цетановое число — условная характеристика, отражающая свойства воспламенения дизельного топлива — не может быть ниже 45% (за 100% принято считать свойства чистого цетана, а измеряется значение числа путем сравнения испытуемого топлива со свойствами смеси цетана с a-метилнафталином, цетановое число которого равно 0). Топливо не должно содержать сероводорода, водорастворимых кислот, щелочей, механических примесей или воды, должно выдерживать испытание на коррозионную активность к меди по ГОСТ 6321-92 (ИСО 2160-85).

На практике зимнее, летнее или арктическое дизельное топливо различаются своей плотностью. Летнее топливо получается при перегонке нефти при температуре до 360°С, зимнее — до 340°С, арктическое — до 330°С. Чем выше температура перегонки, тем выше плотность, и тем выше температура застывания конечного продукта.

Использовать топливо при температуре, ниже рекомендованной, рискованно. Оно кристаллизуется, а это приведет к закупориванию топливного насоса и шлангов, или даже их повреждению. В таком случае запустить двигатель без серьезного ремонта точно не удастся. Использование зимнего топлива в летний период мотору не повредит, но вызовет повышенную задымленность выхлопных газов, увеличит выброс вредных веществ. Мощность мотора будет ниже, чем при использовании нужной марки ДТ.

Дизель — использование и производство Ведутся многочисленные исследования по улучшению характеристик дизельного топлива и уменьшению его стоимости. В настоящее время существует масса разнообразных добавок, изменяющих его свойства. При обработке топлива различными присадками может быть существенно снижена температура застывания, повышено цетановое число, улучшен коэффициент сгорания и понижена задымленность выхлопных газов. Летнее топливо с минимальным порогом -5°С в среднем дешевле зимнего на 15-18% (по ценам на февраль ДТЛ — 11200 рублей за тонну, ДТЗ — 14200 рублей за тонну). Присадки сами по себе достаточно дорогие, но они обеспечивают понижение допустимой температуры для ДТЛ на 10-15°С. И в результате, общая цена смеси в пропорциях 1:1000 может быть выше цены чистого ДТЛ всего на 50-60 копеек за литр, что очень выгодно экономически. Существуют также противоизносные присадки, повышающие смазывающие характеристики ДТ. Стоит отметить, что, несмотря на огромный научный потенциал нашей страны в области топливной энергетики, большинство присадок на внутреннем рынке — зарубежного производства, и некоторые из них могут иметь побочные действия, плохо совмещаются с моторными маслами и присадками другого типа.

В последнее время специалисты прогнозируют значительное увеличение объемов производства в нашей стране ДТ и присадок, не уступающих по качеству импортным образцам. Связано это, по мнению экспертов «Нефтяного Клуба Петербурга», в первую очередь с тем, что в России в период с 2003 по 2010 год, согласно проекту Федерального закона «Специальный технический регламент „О требованиях к бензинам, дизельному топливу и другим горюче-смазочным материалам“», вводятся нормы, соответствующие требованиям Евро 2, Евро 3, Евро 4. Это означает, что минимальное цетановое число в дизельном топливе возрастет до 51%, ужесточатся требования к содержанию в топливе серы. В России, как и в большинстве развивающихся стран, содержание серы ограничивают 0.2% для летнего и 0.5% для зимнего топлива, а в Евросоюзе максимально допустимая норма — 0.001%. Улучшение таких характеристик в значительной степени снизит расход топлива и приведёт к уменьшению количества токсичных соединений в выхлопных газах. С другой стороны, ужесточение стандартов неминуемо усложнит процесс получения топлива и повысит стоимость литра на 1-2 рубля. Повышения цен можно избежать только путем внедрения новых, прорывных технологий.

Поиск альтернативного сырья для ДТ ведется во многих странах. Сейчас для получения летнего дизельного топлива используют, помимо нефти и природного газа, печное топливо, которое по своему фракционному составу тяжелее и плотнее дизельного, ДТ с истекшим сроком годности, зараженное микроорганизмами или имеющее признаки расслоения, отработанное машинное масло и другие продукты нефтепереработки. Для производства зимнего топлива сырьем могут быть нестабильные газовые конденсаты — жидкие смеси высококипящих углеводородов, выделяемые из природных газов. Зимнее дизельное топливо можно получать путем переработки летнего. В этом случае летнее топливо подвергают вторичной перегонке при температурах до 340°С, понижая вязкость и улучшая морозоустойчивость. Стоимость дизеля, полученного из альтернативного сырья, практически равна стоимости обычного топлива. Более того, переработка уже готовых продуктов проще технологически, что позволяет широко использовать этот метод.

Биодизель — технологический прорыв Последние разработки — технологии получения дизельного топлива из растительных масел (соевого, пальмового, рапсового, подсолнечного). В Европе подобная технология была запатентована уже в 2001 году, имеются примеры ее промышленного использования. Стоимость топлива, полученного таким способом, в разы ниже. Оно также имеет массу других положительных отличий. Одним из них является высокая смазывающая способность, что продлевает срок службы двигателя. Топливо на основе природных компонентов чистое, в почве или воде оно подвергается полному биологическому распаду за 1 месяц и не наносит при этом вреда окружающей среде. Биодизель обладает изначально высоким цетановым числом — 56-58%, а его температура воспламенения — 100°С, что снижает его взрыво- и пожароопасность по сравнению с нефтепродуктами и во многом облегчает его транспортировку. Как и обычное дизельное топливо, биодизель производят для разных температурных режимов. В Германии например, существуют три марки — «летняя» (от 0°С и выше), «осень-весна» (до -10°С) и «зимняя» (до -20°С). При производстве зимних и осенних сортов часто применяют присадки, созданные специально для биодизеля.

Массовому применению биодизеля в качестве самостоятельного топлива для дизельных моторов мешает пока только возникающая для некоторых моделей необходимость внесения изменений в их конструкцию. Тем не менее, Евросоюз планирует к 2010 году увеличить долю ДТ, полученного из растительных компонентов, до 5,75%, всячески стимулирует внедрение технологий получения биодизеля, создает законодательную и экономическую базу для дальнейшего развития экологически чистых видов топлива. Безусловно, биодизель — оптимальный заменитель существующим видам топлива на основе нефти и газа. Что касается традиционного синтетического ДТ, то, по наиболее смелым прогнозам специалистов, к середине текущего века его доля не будет превышать 40-45% от всего мирового объема производства.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить


Закрыть
Ваше имя
Контактный телефон
Удобное время звонка
Нефть...

Нефть...

09.10.2014
Нефть Нефть, с самого начала ее...
Физические и технологические свойства сжиженного...
СЖИЖЕННЫЕ УГЛЕВОДОРОДНЫЕ ГАЗЫ (СУГ) Общие сведения...
Дизельное топливо зимнее Смесь компонентов, которая...
Дизельное топливо летнее Летний дизель часто...
Бензин Аи98 Технические требования по ТУ...
Бензин Аи95 Неэтилированное топливо Аи-95 являет...

Связанные материалы

Для публикации комментариев, авторизация обязательна.

Сейчас 40 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru